Ко мне пришли коллекторы. Как с ними разговаривать?
Иногда бывает, что человек не успевает вернуть взятые в долг деньги. А если задержка оказалась существенной, то еще накрутятся проценты и штрафы. В таких случаях кредитная организация часто подключает так называемых специалистов по возврату задолженностей - коллекторов. Их работа - проводить разъяснительные беседы с должниками, убеждающими их выплатить долг максимально быстро и больше не допускать просрочек.
Коллектор зачастую просто агент кредитной организации. Он регулярно звонит должнику и напоминает о необходимости возврата долга. В некоторых случаях коллекторские организации перекупают ваш долг у кредитора и тогда взыскивают задолженность уже в свою пользу.

Если коллекторская организация законная, то она не представляет опасности. Все что они делают - звонят и упрашивают вернуть долг, помогая вам решить вашу финансовую ситуацию. Однако, при общении с ними стоит выполнять несколько простых предписаний.

Лучше общайтесь с кредитором, а не коллектором.

Никто не застрахован от болезней, увольнений или других форсмажоров, с каждым может такое случиться. Поэтому, если вы попали в такую ситуации - лучше объясните кредитору ситуацию превентивно, до срока очередной выплаты. Если кредитор согласится, можно попробовать оформить один из инструментов банка специально для таких случаев. Это отсрочка или реструктуризация долга. Не всегда в банке могу на этой пойти, однако если вы убедите его, в организации пойдут вам навстречу.

Однако, если вы уже задержали выплаты и вам уже звонят из банка или МФО с требованием выплаты и предупреждением о возможных санкциях, не стоит пугаться. Лучше объясниться с банком до привлечения коллекторских организаций. Так вы избавите себя от лишнего стресса и дополнительных сумм, которые могут накапать вам в качестве штрафов и пеней. Работать напрямую выгодно и кредитору - ему не придется прибегать к услугам дополнительных специалистов, которые тоже приведут к издержкам.

Наведите справки о коллекторе

В случае отсутствия конструктивного общения с кредиторами они задействуют коллекторское агентство. Кредитная организация должна уведомить вас о использовании услуг коллекторов не позже, чем через 30 рабочих дней, а если долг был продан коллекторам, вас уведомляют о уступке права требования о взыскании долга.

Кредитная организация может обратится только к одному коллекторскому агентству. Поэтому, если никакого уведомления вам не прислали, а коллекторы уже названивают, проверьте их - это могут быть мошенники. Для этого зайдите на сайт http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic и поищите название той организации, от которой вам звонили. Однако, даже если окажется, что коллектор - реальный, вы можете отказаться разговаривать с ними до получения официального уведомления от кредитной организации.

Узнайте, как коллекторы могут воздействовать, а как - не могут

До вступления в силу закона о коллекторской деятельности, которое произошло в 2017 году, коллекторы могли воздействовать на должника любым способ. Они могли оказывать любое психологическое давление, а иногда доходило и до физически столкновений. Однако теперь их действия регламентирует закон и коллекторы вынуждены его соблюдать. Теперь они обязаны быть вежливыми при общении, не имеют права причинять какой бы то ни было вред или оказывать давление, а если это происходит - коллектор явно нарушает правила.

Какие правила обязаны соблюдать коллекторы?

Что коллектор может:

· Звонить;

· Писать сообщения путем СМС, голосовых или телеграмм;

· Встречаться с должником вживую;

· Разговаривать с родственниками или другими контактными лицами, имеющими связь или влияние на должника.


Что коллектор обязан:

· При разговоре называть себя по имени и представляя организацию, от которой звонит.

· Если коллекторы пишут сообщения - то должны сообщать имя написавшего сотрудника, названия организации, номер ее телефона и сообщение с напоминанием о необходимости выплаты долга.

· Звоня или отправляя сообщения, следовать режиму дня - с 8 утра до 22 вечера в будни и с 9 утра до 20 вечера в другие дни.

· Соблюдать максимальную допустимую периодичность своих напоминаний:

- Для звонков - не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 - за месяц;

- Для сообщений - не чаще 2 раза в день, 4 раза в неделю и 16 раз в месяц;

- Для встреч вживую - не чаще 1 раза в неделю.

- Вживую разговаривать с родственниками должника только в случае, если он сам дали на это согласие при оформлении займа.

Что коллектор не имеет права:

- Скрыть номер телефона, свое имя и название своей кредитной организации;

- Совершать физическое или психологическое насилие или даже давление;

- Предоставлять ложные данные о сумме задолженности, сроках ее выплаты, начисленных процентах, пенях, штрафах и т.д.;

-Вводить в заблуждение, сообщая неверные сведения о себе или выдавая себя за того, кем он не является;

- Разглашать сумму долга или иные личные данные другим людям, используя интернет, социальные сети или какие-либо другие способы;

- Угрожать применением физических воздействий или применять их;

- Портить имущество должника или угрожать такой порчей.

Что может делать должник

- Должник всегда может отказаться от общения с коллекторами, вне зависимости от того, как часто по договору коллекторы могут ему звонить.

- Близкие и знакомые должника могут отказаться от взаимодействия с коллекторами в любой форме, устно при общении по телефону или письменно. Для письменного отказа нужно составить заявление на имя кредитной или коллекторской организации. Это можно сделать через нотариальную контору, отправив заказное письмо или принеся его и вручив лично представителям компании.

- Должник можете понизить суммы долга и размеры других начислений, перезаключив договор с коллекторской организацией, если она перекупила ваш долг. Они обязаны оставаться такими же, как и были на момент перекупки, если их увеличили - это явно незаконно.

Помните, что если коллекторы нарушают ваши права или совершают недопустимые действия - например причиняют моральные или физические страдания, организация несет ответственность за это. Размеры штрафов могут достигать 2 млн. руб.

Пожаловаться на нарушения своих прав банком или МФО должник может через Банк России, отправив свое заявление с помощью формы https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint. При нарушении прав коллекторами следует обращаться в ФССП, а если коллекторы перешли к угрозам или причинили вред - в полицию.

Когда с должника могут не требовать выплат?

- Если он проходит лечение в стационаре;

- При признании должника недееспособным;

- При инвалидности I группы;

- Если должник - несовершеннолетний. В этом пункте есть исключение - когда несовершеннолетнего признают полностью дееспособным органы опеки.

Помните, что для доказательства понадобятся бумаги, то есть - легальные подтверждения статуса. Также стоит понимать, что сумма долга не списывается а продолжает расти за счет штрафов и пеней. Поэтому если уж коллекторы не будут звонить, то взыскание через суд все равно может состояться.

Общение с взыскателями и кредиторами может прекратиться само собой, если вы инициировали банкротство. Теперь все вопросы с ними будут решаться через финансового управляющего, которого вам назначат в результате решения арбитражного суда.

Как быть, если мне не хочется говорить с коллекторами?

Написать заявление в кредитную организацию, выдавшую вам займ, или в коллекторскую организацию. В нем необходимо указать, что вы не хотите продолжать общение или хотите - но только через своего адвоката. Такое письмо нужно отправить через нотариуса, лично или по почте, оформив заказное письмо. Если вы неправильно напишите документ, организация, на чье имя вы его пишете, объяснит вам, как правильно его составить, в течение 10 после получения.

Однако, в отказе от общения с коллекторами есть особый нюанс. Если вы сделаете это, кредитор подает на вас в суд и в дальнейшем взыскание задолженности будет происходить только в судебном порядке. А это уже грозит арестом счетов, описью и продажей имущества. Людям, которые попадают в такую ситуацию, часто приходит в голову идея о помощи адвоката или посредников-антиколлекторов или "раздолжнителей". Но здесь тоже есть множество нюансов.